Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора своими руками. Инструкция
Зарядное устройство для автомобиля своими руками схема
Ежедневная и длительная эксплуатация автомобильного аккумулятора (АКБ) изнашивает способность генератора его заряжать, от чего автомобиль не заводится. Чтобы однажды не завести автомобиль, нужно держать в багажнике зарядное устройство (ЗУ) для АКБ авто. Сегодня обычные трансформаторные ЗУ все чаще уступать место современным устройствам, среди которых автоматические и импульсные устройства. Давайте рассмотрим их работу.
Автоматические ЗУ - идеально подходят для начинающих автомобилистов. Они оснащены защитой, уберегающей от неправильного подключения (тока прекращается). Его схема включает в себя таймер, поэтому его можно использовать для быстрой, полной зарядки или восстановление АКБ.
Импульсные ЗУ – предназначены для полного заряда АКБ. Они очень просты и компактны, выигрывают в плане цены. Принцип работы основан на 2-х этапах:
1) подача постоянного напряжения;
2) подача постоянного тока.
Оба устройства можно держать «для гаража» или возить в машине.
Помните! Кислотно-свинцовые автомобильные аккумуляторы хорошо чувствуют температуру, поэтому в жару заряд не должен опускаться меньше 50%, а в морозную погоду – не меньше 75 %. Если за АКБ не следить, он перестанет работать и потребуется подзарядка.
Бывает, когда с собой нет зарядного устройства или не хочется тратить на него деньги. В такой ситуации для машины можно сделать ЗУ самому. Ниже представлены примеры.
Делаем зарядное устройство для автомобильного аккумулятора в домашних условиях своими руками
Автомобильный аккумулятор заряжается от генератора. Для безопасного режима зарядки в АКБ есть реле-регулятор, контролирующий чтобы ток от ЗУ был в пределах 14,1±0,2 В. Автомобильный генератор не может на 100% зарядить аккумулятор, т.к. его мощность не дотягивает до 14,5 В. Поэтому АКБ периодически нужно заряжать с помощью внешних зарядных устройств.
Помните! В теплое время года для пуска мотора хватает 20% заряда АКБ. В морозной среде его емкость сокращается в 2 раза, а смазка в моторе густеет, что требует дополнительного пускового тока. Это еще один повод для своевременной зарядки АКБ, иначе в неподходящий момент двигатель не заведется, и вы займетесь ремонтом, вместо поездки на работу.
Можно самому сделать самодельное зарядное устройство по схеме из «подручных средств». Например, у вас остался черно-белый ламповый телевизор, в нем есть трансформатор ТС-180-2, который как раз подойдет для этих нужд. Провода при его сборке используем сеченые, не меньше 2,5 мм2. Радиатор для диода – не меньше 32 см2.
У ТС-180-2 есть 2 обмотки, рассчитанные на ток 4,7 А для напряжения 6,4 В. При их последовательном соединении выходное напряжение равно 12,8 В, чего хватает для подзарядки АКБ. Для этого на трансформаторе соединяем толстым проводом выводы 9 и 9 штрих; к выводам 10 и 10 штрих такими же проводами паяем диодный мост, включающий 4 диода Д242А. Подойдут и аналогичные диоды, рассчитанные на напряжение 10 А.
Эти диоды ставятся на большие радиаторы. Для основы простого и надежного моста стоит использовать стеклотекстолитовую пластину. Первичные обмотки трансформатора соедините последовательно. Поставьте перемычку между выводами 1 и 1 штрих. Шнур с вилкой для 220 В припаяйте к выходам 2 и 2 штрих. По возможности установите предохранители в первичную - 0,5 А, во вторичную – 10 А.
Устройство готово! Теперь вы знаете один из способов как самому собрать ЗУ для аккумулятора авто.
Важно! Напряжение на аккумуляторных клеммах должно быть не мощнее 14,5В. Провода при сборке используйте сеченые, 2,5 мм2. Радиатор для диода – не меньше 32 см2.
Собираем пуско-зарядное устройство для автомобиля своими руками
Каждый из вас наверняка попадал в ситуацию, когда автомобиль не хочет заводиться. Эта проблема наиболее актуальна в зимний период с минусовой температурой. Сегодня в магазинах достаточный выбор пуско-зарядных устройств, но качественное стоит дорого, а недорогое недолговечно. Выход очевиден – сделать пусковое устройство для авто самостоятельно! Для этого нужна схема устройства, ведь они бывают разной сложности и мощности. Например, тиристорные и автоматические зарядные устройства. Мы рассмотрим более простую схему:
Схема
Когда определитесь со схемой, у вас должны быть следующие материалы:
• текстолитовая пластина;
• понижающий трансформатор или сердечник от него;
• кулер или вентилятор для ПК;
• 2 диода;
• провода с сечением 2-2,5 кв;
• провода с зажимами для подключения к АКБ.
Собирать импульсное ЗУ для АКБ авто следует на листе текстолита. Первым делом крепим самый громоздкий элемент – трансформатор. В пластине просверливаются отверстия для прохождения проводов и крепления элементов схемы. Диодам необходимо хорошее охлаждение - в нашем случае компьютерный кулер. Чтобы уберечь себя от ударов тока и внешних воздействий можно использовать старый системный блок.
Делайте устройство с учетом мощности не меньше 1,4 кВт, чего будет достаточно для пуска аккумулятора даже со слабым зарядом. Переключатель S1 в принципе не обязателен. При его использовании ток должен быть не меньше, чем на 10 А.
ЗУ должно выдавать 100 А. С учетом напряжения 14 В мощность зарядного устройства будет 1400 Вт. Обмотка наматывается на сечение сердечника трансформатора, для выше указанной мощности она равна 36 см2. Бывают готовые трансформаторы с похожими параметрами и готовой первичной обмоткой. От готовой вторичной обмотки нужно избавиться, ведь нам нужно другое количество витков, которое нужно определить. Намотайте 10 витков провода, включите трансформатор и замерьте сеть. Полученное напряжение разделите на 10, так вы получите напряжение 1 витка. Затем 12 В делим на полученное напряжение – таким методом вы узнаете количество витков для каждого плеча.
Следующий шаг – удалите временную обмотку. Новую наматывайте желательно медным проводом (10 мм2), после этого подключите диоды не откусывая провод, чтобы остался запас на 3 витка, и измерьте выходное напряжение. Оно не должно превышать 13,8 В. Если оно превысило - отмотайте вторичную обмотку, слишком занижено – домотайте ее. После этого соберите схему до конца.
Как собрать зарядное устройство для АКБ автомобиля своими руками?
Чтобы зарядить герметичный аккумулятор не нужно искать в магазинах зарядное устройство. Например, для гелевых аккумуляторов существует отдельная схема для самостоятельной сборки ЗУ. В ней ток регулируется от миллиампер до ампер.
Один из способов сделать ЗУ для АКБ - с бесперебойника. Если есть ненужный блок питания от компьютера, то на его базе можно собрать хорошее ЗУ для автомобильного аккумулятора.
Вытащите из него все внутренности, оставьте трансформатор и корпус, размеры которого стоит уменьшить. Следующий этап – собрать диодный мост со сглаживающим конденсатором. В нашем случае используем диоды Д-242. Все соберите по схеме. Перед использованием проверьте амперметром и вольтметром.